русский ювелир - новости
  issue_magazine

ВЫСТАВКИ | СИМФОНИЯ САМОЦВЕТОВ

СПОНСОР РУБРИКИ

«Юрий Федоров. Богословие в ювелирном искусстве»


25– 27 октября 2019 года, в рамках выставки «Симфония Самоцветов», будет представлена тематическая экспозиция.


«Человек — проводник Божественной энергии, потому так важен момент участия человека в созидании. Мастер должен трудиться и молить Бога о помощи. Это не должна быть какая-то выученная молитва, это может быть просто неосознанное молчаливое обращение, пронизанное любовью к Творцу. Любовь — глубоко религиозное чувство, то, что одухотворяет предмет и делает его живым».  
                                                                            Юрий Федоров

 

          К теме христианской мелкой пластики Ю.А. Федоров впервые прикоснулся в 1979 году. Он одним из первых вплотную приблизился к исследованию истории и типологии Креста как основополагающего символа христианства. Его книга «Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов», увидевшая свет в 2000 году, стала настольной для всех специалистов, художников и ювелиров. Своими трудами и творческими разработками в области христианской металлопластики Федоров внес значительный вклад в ставрографию – науку о крестах и продолжил традиции великих мастеров прошлого. 


        Все произведения, созданные в мастерской Ю.А. Федорова, уникальны, они по-настоящему развивают живую традицию древнерусского и византийского искусства в современную эпоху. Они являются эталоном для многих мастеров в России и за рубежом. Не случайно его кресты, иконы, складни составляют гордость многих частных и музейных собраний. Коллекция Ю. Фёдорова постоянно экспонируется на многочисленных православных и ювелирных выставках в России и за рубежом. Его работы неоднократно отмечались почетными дипломами. 


         Юрий Анатольевич Федоров - человек с потрясающе интересной биографией, родился 28 сентября 1953 года в г. Ленинграде. Окончил физико–механический факультет Ленинградского Политехнического института и вечерние рисовальные классы при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Иконной мелкой пластикой начал заниматься с 1979 года. С 1980 по 1988 гг. выполнял заказы митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова). Объектом работ художника были резные, из твердых пород дерева и кости, миниатюрные иконки, наперсные кресты, панагии, створчатые пасхальные яйца. В 1989 г. началась его самостоятельная творческая работа, изучение древнерусского и византийского искусства, участие в археологических экспедициях и тематических православных выставках. Юрий Федоров - Член Союза художников России и участник Первой Всемирной выставки миниатюрного искусства в Лондоне в 1995 г.


     С 1996 г. художник начинает работу по созданию коллекции православных индивидуальных святынь (нательных крестов, образков, складней), которые выпускаются серийно с использованием техники литья. 


Этот период творчества художника ознаменован созданием таких ярких произведений, как: 


Панагия «БОЖИЯ МАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ» 1995  год (бивень мамонта, черное дерево и перламутр) .



и Яйцо Пасхальное пятистворчатое «ВОСКРЕСЕНИЕ. ДЕИСИС». 1997 год (самшит, серебро, позолота).

          В настоящее время Ю. Фёдоров является учредителем и директором ювелирного предприятия ООО "Мастерские Юрия Федорова" — единственного обладателя исключительных прав и патентов на все работы художника. 
Помимо руководства предприятием Юрий Федоров продолжает исследования в области церковного искусства и ставрографии, результатом которых являются его работы.
        В коллекции автора представлены православные индивидуальные святыни: нательные кресты, мощевики, образки, складни, пасхальные яйца. 
       Эти изделия являются плодом кропотливой исследовательской работы и молитвенного труда художника. Это не копии конкретных исторических памятников. При их создании главной задачей было передать глубокое духовное содержание древних святынь, используя иконографический и символический язык церковного искусства, сложившийся на протяжении всей многовековой истории Православной Церкви. Каждое изделие имеет подробное описание, содержащее исторический экскурс и богословское обоснование, что помогает правильному духовному пониманию этих предметов.
       Следуя древним традициям, модели для изделий вырезаются автором вручную в натуральную величину только с помощью штихеля и оптики. В то же время, в производственном процессе изделия изготавливаются с использованием новейших ювелирных материалов и современной техники вакуумного литья (оборудование фирмы "SCHULTHEISS", Германия), что позволяет максимально точно воспроизвести все мельчайшие детали авторской модели. Отливки обрабатываются вручную, фрагментарно золотятся (износостойкое покрытие 5 мк), рельеф чернится и художественно обрабатывается. В изделиях с эмалью употребляются только горячие эмали. Вся выпускаемая продукция проходит авторский контроль, который связан с проверкой не только технических качеств.

         Особенное место в коллекции произведений Юрия Федорова занимают кресты, кресты-мощевики и иконки-складни. 

         Например, нагрудная иконка-складень «Похвала Богоматери», выполненная в серебре с чернением и позолотой, впечатляет своим сложным сюжетом и композиционным решением. Ее модель была выполнена в 1998 году.

        Коллекцию так же украшает невероятной красоты серебряный крест «ГОЛГОФСКИЙ КРЕСТ С ЦАТОЙ. ТРОПАРЬ КРЕСТУ». с многоцветной горячей эмалью, выполнен в традициях русских православных крестов XVII–XVIII вв., широко распространенных в северных землях Руси. Похожий крест XVII в. из Великого Устюга можно увидеть в Эрмитажной коллекции. Подобные кресты часто дополнялись красивыми цепями, также покрытыми эмалью, и носились поверх одежды в качестве праздничного убранства. Правильному символическому прочтению помогает гармоничное сочетание цветов эмали. Так, белый фон, часто используемый в русских эмалевых изделиях, не только эффектно выделяет другие цвета, но и как символ невинности и святости души, согласно иконографическим традициям, является обозначением рая. Символичны и другие цвета: синий – цвет Божественной непостижимости, истины, откровения; зеленый – цвет вечной Жизни и победы жизни над смертью; желтый или золотой – цвет солнца и Божественного света.

       Взгляд притягивает крест «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ С СИМВОЛАМИ ЕВАНГЕЛИСТОВ», который отличается сложной линией силуэта, необычным композиционным решением и потрясающими цветовыми соотношениями.  Этот четырехконечный нательный крест греческих пропорций с подвижным оглавием выполнен в технике выемчатой многоцветной горячей эмали. Его форма восходит к византийским крестам с расширяющимися от центра балками, с каплевидными отростками на краях и кругами посредине окончания балок. Особенностью формы этого креста является то, что, подчиняясь иконографической композиции, балки креста приняли очертания крыльев ангельских существ – символов четырех евангелистов.
Такая композиция лицевой стороны креста, где в центральном круге помещен образ Спасителя, а на четырех балках креста – символы евангелистов, часто встречалась на византийских и древнерусских крестах. 

          «Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию. Выбор креста — глубоко личный, сакральный процесс. Человек должен почувствовать: что-то берет за душу, и непонятно почему. Потому что подобное тянется к подобному — это как любовь. Душа сама чувствует!» - говорит сам Юрий Федоров.

           




       Поражают своей выразительностью и гармонией формы перстень и серьги «Павлин», выполненные в технике многоцветной горячей эмали. На щитке перстня изображен павлин, что являлось любимым сюжетом еще в дохристианском искусстве. Помимо прекрасных декоративных качеств, такие изображения выражали идею вечности и служили символом бессмертия. Это было связано с некоторыми особенностями павлина. Во-первых, он относится к тем птицам, которые ежегодно, с наступлением зимы, теряют свои перья, а весной, когда вся природа обновляется, оперяются снова, как бы оживая. Во-вторых, мясо умершего павлина обладает свойством не портится, т.е. остается нетленным. Кроме того, хвост павлина имеет форму круга – символа вечности и бессмертия. Серьги очень лаконично завершаются тремя легкими жемчужными подвесками, символизирующими врата Небесного Иерусалима. 

        Создавая свою коллекцию христианских браслетов, Юрий Федоров учитывает их защитную функцию, но в тоже время считает главным, чтобы браслет напоминал нам о высоком творческом призвании человека, чтобы он был Божией «печатью на руку», благословляющей и дающей силу на благие дела. Автор не стремится копировать древние образцы браслетов, а старается в рамках традиции учесть современные эстетические вкусы, а главное, передать христианский дух древних изделия.

       Необычайной красоты браслет «Павлин. Древо жизни» представляет собой ряд круглых медальонов, соединенных между собой кольцами. На медальонах изображены - стилизованные Древо Жизни и павлины, развернутые вправо и влево, выполненные в технике многоцветной эмали. Чередование этих изображений на браслете образует композицию, где Древо Жизни фланкируется двумя павлинами. Такой сюжет часто использовался в византийском искусстве для передачи образа рая, где павлины играли роль райских птиц.




Юрий Федоров считает, что «важна задача, которую ставит перед собой художник. Любой истинный мастер должен быть одухотворен идеей, его должно что-то мучить. Стиль — это вторичная и глубоко индивидуальная специфика выражения чувств. Стиль — просто изобразительное средство. Часто мы видим одно, а изображаем совершенно другое. В начале творческого пути художник жаждет очищения, ему хочется освободиться от своей порочности и тем облегчить свою душу, все это он выражает в создаваемом произведении».


Координатором и оператором выставок «Симфония самоцветов» все эти годы является оргкомитет компании «Клиоэкспо», на сайте которой посетители могут распечатать бесплатный пригласительный билет  на русском, английском и китайском языках www.klio-art.ru.
Приходите в деловой центр «Амбер Плаза», чтобы почувствовать красоту чарующего мира самоцветов и произведений ювелирного искусства. Не пожалеете! 


Адрес офиса:    

ООО «Клиоэкспо»

109428, Москва, Рязанский проспект, дом 10, стр.18, БЦ "Хамелеон", офис 2а-1 
Тел.: 8 (925) 544-80-27, 8 (925) 506-58-31, 8 (495) 252-03-45/46 
E-mail:  info@klio-art.ru 
Часы работы: с 9.30 до 18.00. 


 


наши партнеры:


 

facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир