issue_magazine

НОВОСТИ ОТРАСЛИ |

Итоги кризиса: отрасли нужно меняться

14.07.2020

Кризис, вызванный пандемией коронавируса, негативно сказался на всех отраслях экономики, но ювелирная отрасль стала наиболее пострадавшей, хотя официально и не признана таковой. «Русский ювелир» попросил руководителей ведущих предприятий отрасли прокомментировать первые итоги выхода из экономического спада.

Сергей Докучаев, Генеральный директор ООО Императорский ювелирный завод «Русские самоцветы»:

В июне РБК-Петербург провело исследование, согласно которому эффективность работы предпринимателей Санкт-Петербурга из-за ограничений, введенных во время пандемии коронавируса, снизилась на 40 %.
По разным отраслям бизнеса эти оценки могут различаться и трудно в настоящее время оценить реальные потери конкретных предприятий, но то, что бизнесу и экономке страны нанесен реальный ущерб — это неоспоримый факт.
АО «Русские самоцветы», в соответствие с Указом Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Санкт-Петербурга, в апреле приостановило свою работу.

Именно приостановило – производство прекратило выпуск изделий, сеть фирменных магазинов, входящих в структуру компании закрылась, отгрузка изделий нашим партнерам была прекращена.
В этих условиях, в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора, были разработаны стандарты безопасной деятельности предприятия и часть сотрудников коммерческих служб, бухгалтерии, отделов, поддерживающих жизнедеятельность компании, были переведены на удаленный режим работы.

Мы понимали, что в условиях введенных ограничений на производственную деятельность, когда предприятие теряет гибкость, теряет такие механизмы управления, как ценообразование и управление дебиторской задолженностью, «замораживает» бизнес-отношения с партнерами, необходимо задействовать новые механизмы коммуникации.
Поэтому появилась новая форма удаленного взаимодействия – видео-совещания, общение по современным каналам связи, on-line консультирование.

Мы не только принимали оперативные решения по текущей ситуации, но и постоянно поддерживали связь с нашими партнерами в регионах, чтобы оценить «масштаб» потерь и обсудить возможные варианты выхода из кризиса.

При этом, в соответствии с постановлением Правительства РФ ювелирная отрасль не была включена в число наиболее пострадавших от эпидемии коронавируса отраслей, поэтому все решения о действиях в существующих условиях пришлось принимать на своем локальном уровне и рассчитывать на собственные силы.

Был разработан ряд антикризисных мероприятий по жесткому бюджетированию и нормированию всех расходов, развитию отношений с существующими партнерами, стимулированию продаж, подготовлены предложения по системе возможных скидок и льгот для последующей работы с дебиторами.

В ходе этого кризиса мы столкнулись с новыми вызовами по сокращению спроса на нашу продукцию, основная причина которого – снижение покупательной способности населения.

Но и в этих условиях мы постарались не терять связь с нашими клиентами и партнерами, предложив им осуществлять покупки по предварительным заявкам и через интернет-заказы.
Возможность для этого появилась благодаря on-line площадке, которая частично компенсировала потери от закрытия «точек» розничной торговли.

Постепенно ситуация меняется в лучшую сторону, т.к. с 9 июня открылись наши фирменные магазины, имеющие отдельный вход, и динамика продаж начинает показывать положительную динамику.
Мы понимаем, что на определенную категорию изделий (обручальные кольца, изделия с бриллиантами, столовое серебро) сформировался отложенный спрос и они остаются востребованными. Но задача заключается в том, чтобы в существующих условиях не потерять покупателя в массовом сегменте.

Поэтому наши технологические службы нацелены в настоящее время на разработку мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции за счет модернизации технологических процессов, возможного снижения веса наиболее популярных изделий массового сегмента, разработки новых моделей в сегменте массового спроса.

Вся эта работа направлена на диверсификацию каналов продаж и поиск новых направлений деятельности.

К участию в этих мероприятиях мы привлекаем не только профессиональных художников-ювелиров, но и творческих, креативных специалистов, работающих в сфере авторского дизайна.

Олег Подгурский, Президент Серебряного Клуба (Петербург), владелец и руководитель студии «СТРАННИК»:
Отрасль переживает тяжелые времена, но при этом даже не включена в список пострадавших. И я рискну высказать мнение, идущее в разрез с общепринятой риторикой: в сегодняшних проблемах ювелирной отрасли во многом виноваты сами ювелиры. Потому что отрасль, приносящая бюджету почти 250 млрд ежегодно, в общественном сознании остается невидимкой. Трудно оказывать помощь тому, о чьих достижениях и проблемах не имеешь представления. Попросите любого человека назвать хотя бы три петербургских фирмы-производителя ювелирных изделий, и в лучшем случае услышите только название «Русских самоцветов». А их около четырехсот!
А все потому, что компании в большинстве своем не делают ничего, чтобы стать ближе к своему потребителю - разрыв между ними огромен. При обилии товаров-заменителей завоевать внимание покупателя нелегко, и ювелирному рынку придется понять, что в новых реалиях невозможно работать без перемен.

Ювелирный сегмент экономики перестал расти вширь, теперь нужно заниматься вопросами повышения качества, построением новых маркетинговых стратегий. Сегодня ни один магазин принципиально не отличается от другого - сверкающая ювелирная волна одинаково плещется по витринам с примерно схожим ассортиментом. Нужно создавать тематические коллекции, придумывать для изделий информационную и эмоциональную «обертку».

На одном из своих семинаров я провел смешной, но показательный эксперимент: разделил группу на 3 команды, каждой из которых предложил оценить стоимость изделия на фотографии. Результаты опроса шокировали участников, потому что изделие на фото у всех одно и то же, но оценили его с разницей на порядок, то есть цена, предложенная первой командой, отличалась от цены третьей команды в 100 раз! Знаете почему? Потому что первой команде изделие было преподнесено как масс-маркет, второй - как продукция известного европейского Ювелирного дома, третьей - как аукционный лот украшения из коллекции некой коронованной особы.

 Как видите, резервов для увеличения продаж немало и кризис лишь стал катализатором, запустившим неизбежные механизмы перемен. «Эпидемию» застоя, поразившую нашу отрасль, переживут лишь те, кто готов меняться.

Хотя, нужно признать, что возобновление работы сопряжено с немалыми трудностями: четкого регламента выхода из самоизоляции не существует, и все мы получили мутные предписания, суть которых лучше всего описывает меткий интернет-мем — «ходить на работу не только можно, но и нельзя». При этом перечень потенциальных штрафных санкций, которые могут быть предъявлены ювелирам, безбрежен.

Что ж, бизнес всегда сопряжен с рисками, и нынешняя нетривиальная ситуация лишь подчеркивает необходимость в более продуманных и оригинальных стратегиях развития и продвижения.

Александр Сергеевич Горыня - председатель Совета союза ювелиров Северо-Запада, совладелец ювелирной компании «Грингор», генеральный директор компании «Конго» (Петербург):

По итогам 3 месяцев самоизоляции отрасль показала падение по реализации товара более чем на 75 %.  Петербург особенно отличился в жесткости карантинных мер: например, на Дальнем Востоке, в Калининграде, в других регионах, ювелирные магазины открыли гораздо раньше. Но наш губернатор принял решение запретить непродовольственную торговлю, и запрет на продажу ювелирных украшений продолжал действовать даже когда позволили открываться небольшим торговым точкам. Официальные обращения Союза ювелиров с просьбой исключить ювелирную розницу из запретительных списков Правительством города остались не услышанными, хотя в ювелирных магазинах очередей нет, и организовать в них безопасную торговлю можно без проблем.
Что касается производства, то оно просто остановилось. Меры государственной поддержи, возможно и помогут кому-то продержаться на плаву, но риски для ювелирного бизнеса все равно остаются слишком высокими.

Если какие-то отрасли спокойно перешли на дистанционный режим, то работать на удаленке сфера материального производства не может по определению, да и запускать предприятия до того, как начнет работать ритейл, невозможно. Интернет-торговля, к слову, тоже не спасает положения, потому что таким образом может успешно реализовываться только так называемый «весовой» товар — недорогие украшения из серебра, цепи, ювелирный масс-маркет. Настоящие же ювелирные изделия с драгоценными камнями, с большой долей ручного труда, проблематично продавать дистанционно: покупатель непременно захочет увидеть, подержать в руках и примерить дорогостоящую покупку.
Дополнительным негативным моментом для переживающей серьезнейшее падение отрасли может стать реализация запланированного на этот год введения QR- кодирования изделий из драгметаллов. Начинание, безусловно, полезное с точки зрения учета и контроля качества, но в нынешних реалиях совершенно несвоевременное, поскольку приведет к неизбежному удорожанию российской ювелирной продукции и поставит ее в невыгодное конкурентное положение с экспортными товарами, для которые такое кодирование будет проводится бесплатно. Очень бы хотелось, чтобы Правительство РФ услышало мнение производственников, и не спешило вводить новые меры, способные еще больше утопить отрасль в пучину кризиса. 

Кризис, как любая эпоха перемен, несет в себе не только потери, но и обновление. Если следовать правилу о необходимости в любой ситуации искать позитивный момент, то, пожалуй, относительным плюсом можно будет считать неизбежное «очищение» рынка: в последнее время явно ощущалось перепроизводство ювелирных изделий, и торговля сегодня обеспечена товаром на 3 года,  а по пессимистичным прогнозам и на 7 лет. Так что кризис, вызванный эпидемией, в определенном мере сыграет выравнивающую роль - слабые игроки уйдут с рынка, объемы производства придут в норму с уровнем потребления. 

На примере нашего небольшого предприятия «Грингор» могу сказать, что мы не проводили увольнений, сохранили коллектив, потому что важно не растерять специалистов, хотя простой в работе все равно негативно сказывается на психологическом климате в компании.

Полагаю, что основные последствия нынешнего кризиса начнут в полной мере проявлять себя лишь к осени, но ситуация настолько нестабильна, что делать прогнозы сегодня довольно безответственно. Могу сказать одно — за 21 год существования нашей фирмы мы пережили не один кризис. Переживем и этот, нам не привыкать.

Источник: журнал "Русский ювелир"

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир