— А кто назначен оператором федеральной базы?
— Оператором назначен Гознак. Вопрос неоднозначный, поскольку Гознак акционерное общество, пусть и выполняющее важный государственный заказ — печать банкнот, ценных бумаг и подотчетных документов. Эта организация — кстати, сама участник ювелирного рынка — будет видеть, где, что и сколько продается, а это ценная коммерческая информация. Надеюсь, она будет защищена.
Рынок прозрачен, но несправедлив!
— Для чего вообще вводится маркировка, ведь существует клеймение золота, на всех продаваемых украшениях — бирки?
— У государства есть сомнения. Не в подлинности изделия (поверьте, если вы покупаете изделие в легальном магазине и на нем написано «золото», это действительно золото), а в легальности рынка. Приходилось читать заявления ответственных людей, которые говорили: контрафакта в ювелирной отрасли — 50%. Я с этим категорически не согласен. Такого объема подделок нет: сегодня рынок более прозрачен. Но он несправедлив. Прежде всего, в распределении налогового бремени между участниками. Большая их часть работает и платит деньги в казну, а меньшая — применяет различные схемы и уходит от налогообложения. Это видят и понимают как сами представители отрасли, так и контролирующие органы.
Поэтому маркировка необходима. Ее ключевая задача — отслеживание. Оно решает много вопросов: в первую очередь, уменьшения объема нелегального оборота драгметаллов, во вторую — правильного и справедливого налогообложения, а также финансового мониторинга.
— Отработана ли система отслеживания с технологической точки зрения?
— Работоспособность всей системы пока неясна. Нет готового программного обеспечения, нет качественных и, самое главное, скоростных считывателей именно DTM меток. Непонятно и то, как работает нанесение лазерной метки в реальности: этого никто не видел. Я присутствовал на онлайн-испытаниях, где при нас ставили подобную метку на изделия. При этом вместо 16-значного кода наносился 8-значный, а вместо цифр — буквы. Это было объяснено тем, что буквы проще при считывании, чем цифры…
Есть и еще одна проблема. Специалисты знают, что раньше на клеймение (а значит, на нанесение меток) в инспекции, как правило, сдавались полуфабрикаты без вставок, бирок и окончательной финишной обработки (полировка, закрепка, глянцевание). Так было удобнее всем. Если теперь коды после финишных операций не будут считываться, это скомпрометирует саму идею отслеживания. Возможно, придется платить по повышенному тарифу за нанесение меток на изделия с бирками. Эта же проблема у торговли: у нас нет технической возможности устранять возможные повреждения при нанесении метки и восстанавливать товарный вид.
— Ювелирное изделие имеет многократный оборот. Как отслеживать в электронной системе украшения, которые попадают в комиссионный магазин, в скупку, переработку?
— В ситуации с комиссионным товаром мы должны предложить клиенту услугу по нанесению УИНа, если его нет на изделии. Если он уже нанесен, то должен быть восстановлен в базе. Это оговорено в постановлении. Как всегда, есть нюансы: например, если после ремонта у изделия изменился вес. Видимо, это будет решаться в рабочем порядке. В скупке учет и ведение уникальных идентификационных номеров останется документальным.
— Будет ли маркироваться материал, из которого изготавливают украшения, — драгоценные металлы и камни?
— УИН на металл в слитках и полуфабрикатах, а также на вставки отслеживаются по документам. В отрасли всегда существовал так называемый количественно-суммовой учет, позволяющий учитывать вес и стоимость товара с высокой достоверностью.
Упрощение на витрине и повышение цен
— Обязательная маркировка лекарств обернулась исчезновением ряда препаратов, которые не успели вовремя «пометить». Не произойдет ли с цепочками и кольцами такой же истории?
— Как торговец я бы рад предсказать дефицит, но это неправда. Возможно некое упрощение ассортимента — по той простой причине, что от некоторых технологических процессов производители сами откажутся: они им будут невыгодны. Ведь еще на этапе конструирования изделия, его прорисовки изготовитель должен будет предусмотреть некое место, куда можно нанести не только клеймо, но и 16-значную метку. Представьте воздушное, ажурное украшение, на котором нет ни одной прямой линии. Куда там ставить код? А сделать это нужно будет обязательно.
Или взять хорошо всем известные пусеты: маленькие серьги с винтом. На них сейчас наносят два клейма: на застежку и на штифт серьги. Теперь нужно будет поставить еще и метки, не перепутав застежки. Ведь это женщине без разницы, какую сережку на какое ухо надеть, а производителю — нет: у него каждый штифт документально будет привязан к застежке. А если их делается, предположим, 500 пар? Две тысячи меток — и каждая должна соответствовать другой. Производители на эту тему переживают, задают вопросы. Пока на них ответа нет.
— Какие затраты понесет «Ювелирторг» в связи с внедрением системы маркировки?
— Для того, чтобы все это регулировать, мы вынуждены будем брать на работу людей, которым поручим отслеживать наличие УИНов в момент приема товара, выборочно проверять соответствие на специальном оборудовании (его придется купить) и обеспечивать загрузку данных в государственную информационную систему. Для нашей сети нужны минимум пять человек. Потребуются приобретение и переналадка оборудования, применяемого при считывании и продаже. Мы более 10 лет работаем с двумерными кодами, но другого формата — Aztec. А еще надо обеспечить своевременную выгрузку данных о продаже.
Плюс повальное фотографирование. Это же не девочка-продавец будет щелкать на смартфон. Придется закупить специальные фотобоксы, фотоаппараты, чтобы качественно запечатлеть имеющийся товар. Ведь во многих случаях этих изображений нет у поставщиков.
— Повлекут ли выросшие затраты за собой удорожание?
— Скорее всего, произойдет некоторое повышение цены: 200–300 рублей на изделие. Но оно не сравнимо с ценой самого золота и изделий из него. Да и курс валюты — а золото, напомню, товар биржевой — уже настолько поднял цены на ювелирные изделия, что маркировка по сравнению с ним — ни о чем.
Какие варианты?
— Есть ли, на ваш взгляд, альтернатива предложенной государством системе маркировки?
— Да, такой вариант был: сделать тот же самый двумерный код, но нанести его не на металл, а на бирку. Бирку — защитить. Например, голографической меткой. Стоила бы эта голограмма, условно, 10 рублей, — я бы купил 200 000 штук на 2 млн рублей и наклеил на все бирки (а они у нас, в «Ювелирторге», кстати, антивандальные: их нельзя сорвать, не повредив). И все. Была бы надежная и защищенная система. Мало того: информативная емкость двумерного штрих-кода позволяет нанести на бирку все данные об изделии. То есть полностью продублировать данные о нем, хранящиеся в общей базе. Надежность системы выросла бы многократно.
— Но, может быть, ваше предложение еще будет услышано и воплощено в жизнь?
— Меня учили, что все обсуждения и дебаты заканчиваются после принятия решения. Вышло постановление правительства. Мы его, безусловно, исполним. Обидно будет, если, выстроив всю эту систему, мы через шесть лет услышим: не работает. Я понимаю, что ювелирная отрасль — не главная в стране. Мы не нефтяники, не металлисты, не сельское хозяйство. Без нас страна точно проживет, ни минуты не сомневаюсь. Но для тех нескольких сотен тысяч человек, которые в отрасли работают, это будет как минимум неприятно.
Беседовала Анастасия Коренькова
Справка
АО «Ювелирторг» — старейшая ювелирная сеть России. Современное акционерное общество — правопреемник Северо-Западного предприятия Росювелирторга.