issue_magazine

Design

Шанель, Туссен, Перетти – и другие женщины-ювелиры Франции ХХ века

02.04.2021

Ювелирное ремесло ХХ века славится не только громкими названиями известных компаний, оригинальными изделиями,  до сих пор хранящимися на полках музеев, в шкафах антиквариатов,  а также именами, работающих в этой индустрии  женщин-ювелиров.

Так, например, всемирно известный ювелирный бренд Рене Бойвин в 1917 году утратил своего основателя Рене Буавена. Его супруга Жанна Буавен не пустила семейное дело на самотек и не распродала компанию. Она взяла все в свои руки, продолжая деятельность ювелирного дома и осуществляя работу от имени мужа. И в дальнейшем украшения этого бренда многие годы создавались женщинами, такими как Жюльетт Мутар, дочерью Жанны Жермен Буавен, Сюзанн Бельперрон. Их творческие работы позволили компании продержаться на плаву вплоть до 1990-х годов. Одним из самых достояний и самым узнаваемым ценителями украшений этого дома до сих пор считается большая морская звезда с драгоценными камнями, – аметистами и рубинами. И это не единственный случай управления ювелирным домом дамскими руками, зачастую в тени громких названий брендов стоят хрупкие женские плечи. Узнаем о некоторых из этих сильных творческих личностях поподробнее.

Габриель Шанель (1883 – 1971)

Каждый человек хотя бы раз слышал ее имя. Женщина – легенда в мире моды. Помимо творческого пути по созданию одежды Габриель так же отметила себя как великолепного дизайнера ювелирных изделий. Пожалуй, самым известным ее созданием можно смело назвать жемчужное колье. А первые модели бижутерии по ее эскизам появились в 1920-х годах. Они создавались в сотрудничестве с различными мастерами и ювелирами и были пропитаны ремесленными традициями и древним опытом. 

Колье "Комета", 1932 г.

 

Как дизайнер ювелирных украшений Габриель Шанель всегда отдавала предпочтение бриллиантам. В 1923 году прошел ее первый ювелирный показ. В истории сохранилось мало данных о нем. Известно, что в  нем участвовало около 40 изделий. На сегодняшний день из коллекции уцелела лишь брошь в виде звезды. Но в архивах имеются фотоматериалы, а совсем недавно нашлась уникальная пленка показа. На кадрах видны манекены, на которых броши украшают не только одежду, а также прически и пояса. Это был изобретательный подход для тех времен, поэтому работы  Шанель до сих пор являются прототипом для изготовления изделий одноименной компании. Особенно стоит отметить высказывания Габриель о моде и стиле, дизайне, например про оригинальность жемчуга, или про аксессуары, которые «делают» образ.


Рене Пюиссан (1896 – 1942)

Рене никогда не отличалась талантом художника, так необходимым для работы дизайнером, ведь по образованию мадам Пюиссан – сестра милосердия. Создавать свои работы ей помогал ее друг Рене Сим Лаказ – дизайнер и иллюстратор. Он воплощал идеи Рене на листах, и далее они совместно доводили эскизы до конечного результата. После смерти своего супруга Эмиля Пюиссана в 1926 году, Рене заняла пост арт-директора семейной компании. Она создала многие работы, сформировавшие известный стиль их семейного ювелирного лейбла. Созданные ей броши, объемные, парящие в воздухе сережки, колье и браслеты завораживают дух даже у современных изысканных ценителей ювелирных украшений. К сожалению, жизнь этого талантливого дизайнера оборвалась совсем рано, не дожив даже до 50 лет, она скончалась в  1942 году.

КОЛЬЕ-МОЛНИЯ

Блестящая идея использовать удобную американскую застежку в контексте ювелирного украшения принадлежит герцогине Виндзорской. Еще в 1938 году она заказала актуальное украшение Рене Пюиссан, тогда же был нарисован и первый эскиз. Однако первая драгоценная молния Zip из платины с бриллиантами круглой и багетной огранки появилась только после войны, в районе 1950 года. Ее можно было носить в расстегнутом виде как колье или в застегнутом как браслет с богато декорированным замком. Функционально ювелирная молния Zip работала точно так же, как и обычная застежка на сумке или джинсах.


 

Жанна Туссен (1887 – 1976)

Жанна Туссен, являясь близкой подругой Коко Шанель, также отличалась ярким и необычным стилем. Дизайнер была неповторимой вдохновительницей Луи Картье. Именно благодаря ей известный ювелирный дом обзавелся своим пятнистым символом, в котором она выразила свою любовь к отображению диких животных в ювелирных изделиях. И саму Жанну Туссен, которая являлась независимой, волевой, смелой и сильной женщиной, зачастую называли «Пантера». Свой первый подарок с изображением этого животного она получила в 30 лет, – это был портсигар из драгоценного камня оникса, подаренный ее возлюбленным. Несколько лет спустя она самостоятельно заказала несессер с изображением ее любимой черной кошки в компании Картье.

В начале 1920-х годов Туссен стала начальником Департамента товаров из кожи. И в скором времени она показала стремительный взлет карьеры,  достигнув должности креативного директора компании Картье и удерживала это положение полвека. Дизайнер увлеченно и много работала, ей  удавались самые смелые замыслы, а главное – Жанна прекрасно разбиралась в том, чего хотят женщины. 

Она обескуражила весь Париж тем, что рискнула предложить женщинам большие сумки в противовес крошечным дамским, и первой придумала сделать ручки дамских сумок длинными.

Брошь Panthère, изготовленная для герцогини Виндзорской, 1948 год по дизайну Жанны Туссен


 

Сюзанн Бельперрон (1900 – 1983)

Сюзанн начала заниматься разработкой проектов ювелирных изделий совсем юной девушкой в качестве помощницы дизайнера украшений Жанны Буавен. Знатоки ювелирного дела до сих пор ведут спор, кто был более талантлив – педагог или ученик.

Сюзанн Бельперрон – дизайнер ювелирных изделий, которая никогда не оставляла автограф на своих работах и не имела специализированного ателье, обслуживая покупателей по предварительной записи в своем небольшом салоне. Его адрес можно было получить лишь в кругу постоянных покупателей. Украшения Сюзанн сильно отличаются смелым дизайном  и одновременным сочетанием драгоценных и полудрагоценных камней. Дизайнер часто использовала для создания своих изделий цветные камни, морской стиль, объемную геометрию, как диктовала мода тех годов. Компанию Herz, в которой творила дизайнер переименовали в Herz-Belperron, и это уникальный случай, когда имя женщины отобразилось в логотипе ювелирного дома.

Эскиз Сюзанны Бельперрон с указанием названия компании Suzanne Belperron и адреса салона 59 Rue de Châteaudun


 

Эльза Перетти (1940 – 2021)

Эльза Перетти заявила о себе как о ювелирном дизайнере в 70-х годах ХХ века,  будучи известной моделью. Ее изделия внедрил в свой показ Джорджо ди Сант-Анджело, – широко известный модельер. Вскоре она была представлена главе Тиффани. Украшения, выполненные из серебра так понравились главе компании, что с ней был заключен договор о сотрудничестве. 

Для ювелирного дома Тиффани  изначально разрабатывалась линия украшений только из серебра, а затем в производство вошли другие материалы.

Свой главный шедевр – уникальный браслет-кафф Bone, дизайнер придумала в 1970-м. Особенность этого изделия заключается в повторении очертаний двух запястий его обладательниц. Благодаря такому решению  браслеты приобретали парой. До сих пор их перевыпускают в новых вариациях, других цветах и из разнообразных материалов.

 

 

Эльза Перетти скончалась в семейном поместье рядом с Барселоной 18 марта 2021 года.

Источник: http://2queens.ru/

 

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир