У Мопассана есть рассказ «Ожерелье» (1884 год). Бедного чиновника и его жену Матильду приглашают на большой бал. Драгоценностей у Матильды нет, и она берет у подруги бриллиантовое ожерелье.
По пути домой ожерелье теряется. Матильда и её муж влезают в огромные долги, чтобы купить точно такое же и отдать подруге. В их жизни всё кончено! Им пришлось десять лет жить в нищете и неустанно трудиться, чтобы выплатить долг и проценты.
А потом Матильда встречает бывшую подругу. И рассказывает о подмене ожерелья. И тут выясняется, что ожерелье госпожи Форестье было с фальшивыми бриллиантами. Оно стоило 500 франков, а не 40 тысяч, как из настоящих бриллиантов.
Мода на поддельные драгоценности пошла гораздо раньше тех лет, когда происходит действие рассказа Мопассана.
М. Лермонтов. «Княгиня Лиговская»:
«Но зато дамы... о! дамы были истинным украшением этого бала… Беломраморные плечи и лучшие французские белилы, звучные фразы, заимствованные из модного романа, бриллианты, взятые на прокат из лавки»...
Я так понимаю, что речь идёт о фальшивых бриллиантах. Хотя кто знает… Может, и настоящие можно было взять напрокат.
- Так или иначе, а уже в 1830-е годы была налажена целая индустрия по производству фальшивых драгоценных камней. Ювелиры отделывали стекляшки так, чтобы их было не отличить от настоящих бриллиантов, рубинов, изумрудов.
В то время были популярны жемчужные ожерелья с фермуаром.
- Фермуар – роскошная застёжка на ожерелье. Также фермуаром называют и само ожерелье с роскошной застёжкой.
Фермуары могли быть жемчужными. Но чаще они представляли собой цветной драгоценный камень в окружении небольших бриллиантов.
В повести Ивана Панаева «Прекрасный человек» немолодые, но очень модные дамы охотятся за такими ожерельями.
«– А что, я думаю, надо будет надеть бриллианты?
– Непременно. Нынче все и на простые вечера выезжают в бриллиантах.
– Я пошлю Палашку к Носковой завтра же. У нее чудо какие бриллианты... все Брейтфус отделывал, – с большим вкусом, потому что мой-то фермуар уже слишком прост.
– Попросите у нее, сестрица, кстати, два фермуара - и для меня тоже».
Почему за ожерельем нужно идти к какой-то Носковой, а не в ювелирный магазин? Да ещё и посылать за такими ценными вещами служанку? Но смотрим, что происходит дальше…
«В четверг, в семь часов вечера, Настасья Львовна стояла в полном блеске перед туалетным зеркалом и поправляла на шее большой изумрудный фермуар, осыпанный бриллиантами, любуясь их блеском».
Можно подумать, что фермуар настоящий. Но вскоре у героини повести начались денежные затруднения. Ещё бы! Ведь она была женой небогатого чиновника, и светская жизнь была ей не по карману.
«У Настасьи Львовны не было денег; но она через свою торговку достала несколько сот рублей, под залог фермуара, у ростовщика»…
Всего несколько сот рублей! Выходит, что и жемчуг поддельным был, а не только бриллианты и крупный изумруд в фермуаре!
А ведь сразу и не подумаешь.
Можно решить, что семейство богатое, раз маменька с тётушкой блещут на балах в драгоценностях. И вот, надумает какой-нибудь молодой человек присвататься к дочери… А с приданым его и облапошат! Думаете, не случалось такого? Случалось. Потом расскажу.
Ожерелья с фермуарами носили так, что застёжка находилась сбоку шеи и сразу бросалась в глаза.
Иногда фермуар сдвигали вниз, и он располагался по центру декольте.
Бывало, что фермуары (застёжки) были огромными и стоили дороже самого ожерелья. Ведь такие крупные драгоценные камни, как на портрете ниже, встречаются редко.