issue_magazine
\

 

НОВОСТИ ОТРАСЛИ |

Золото дорожает, ювелирный бизнес меркнет: после удара пандемии отрасль ожидают новые трудности

19.07.2021

Ситуацию, сложившуюся в коронакризис, можно назвать «неоднозначной»

Экономический коллапс «пандемийного» 2020 года накрыл практически все отрасли России. В Приморском крае ювелирные торговые сети, как и розница, пострадали особенно значительно. Большая часть ритейла была ориентирована на туристов стран из АТР, особенно из Китая, и с закрытием границ те магазины, которые специализировались только на узкопрофильных продажах, «заточенных» исключительно на иностранного покупателя, просто закрылись. Оценку «золотой отрасли» дали представители ювелирного ритейла.

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

Рокировка сверхприбылей в банкротство

Столица Дальнего Востока Владивосток для всей России позиционируется как «ворота в Азию». Уникальное территориальное положение города определяет большинство бизнес — процессов в сторону стран Азиатско-территориального региона. Неудивительно, что многие предприниматели годами «затачивали» свою деятельность под иностранных туристов. С закрытием границ в коронавирус первыми ушли с рынка те компании, которые работали исключительно с азиатским форматом. Значительная доля рынка ювелирного ритейла во Владивостоке ориентировано как раз на

на иностранных туристов. Именно по таким торговым сетям локдаун ударил с наибольшей силой.

В последние годы во Владивосток активно заходят ювелирные торговые сети из близлежащих регионов. Созданная ими система получения сверхприбыли от иностранных гостей работала успешно несколько лет. Ставка была сделана на ежегодное увеличение туристического потока из стран АТР. Особенно массово Приморье посещали граждане КНР. Владельцы ювелирных магазинов предлагали китайским переводчикам порядка 60% откатов от суммы покупки каждого изделия, которое приобретал «приведенный клиент». При этом, накрутка на продукция составляла от 350 до 500%.

«Дело в том, что одной из особенностей ведения такого бизнеса была так называемая «система отката», рассчитанная на привлечение иностранных туристов российско-китайскими переводчиками точечно, в определенные торговые заведения. Оплата посредникам доходила до 60% от покупки одно изделия, поэтому общая накрутка на продукцию в таких магазинах доходила до 500%. Российских покупателей такие торговые точки не привлекали ни ассортиментом, ни уровнем обслуживанием, ни ценой. Поэтому, в условиях карантина, когда поток иностранных туристов был купирован, ориентированный на подобные схемы работы ритейл очень скоро был вынужден уйти с рынка. В целом, во Владивостока коронакризис не пережили порядка 20 ювелирных торговых точек», — рассказала «Московской газете» генеральный директор ООО «Минерал-1 (ювелирные магазины «Золотой Ажур») Надежда Ткаченко.

Дорогое — дорожает

Стабильный рост стоимости «физического» золота и серебра зафиксирован на протяжении последних шести лет. Золото всегда было самым дорогим металлом на земле, единственный раз, в сентябре 2019 года, на лидирующие позиции в ценовом сегменте драгметаллов вышел палладий, резко подорожавший с 600 до 3000 долларов за тройскую унцию. В 2020 году произошел мощный скачок цен и на родий, с 1000 он вышел на позицию 8000 за тройскую унцию. Это стало началом тенденции скачкообразного удорожания, которое продолжилось и сегодня.

Надежда Ткаченко пояснила, что цена на физическое золото в 2020-2021 с 1200 долларов за Троицкую унцию поднялась до 1796 долларов: «Ежегодно золото растет в цене, подтягивая стоимость украшений от производителей, соответственно, катализируя рост цен на ювелирные изделия в точках продаж. Стоимость палладия также выросла с 1200 до 29500 тысячи в долларовом эквиваленте за Троицкую унцию. Значительную тенденцию к повышению — с 16 долларов до 26,86 долларов за Троицкую унцию — имело в 2020 году и серебро, дав толчок к удорожанию ювелирных украшений», — рассказала она.

Директор сети магазинов Foxy jewelry Алиса Кузьмина также отмечает, что в связи с увеличением стоимости драгметаллов, цены на серебро выросли во всем мире: «В России у поставщиков удорожание произошло от 15 до 30%. Импортное серебро из Гонконга, Италии, Израиля, априори всегда стоит дорого, а в кризис закупочная цена увеличилась на 20%. «Новая» оптовая цена стала выше «старой» розничной. Однако, отказаться от таких изделий невозможно, так как это эксклюзив и фактически один из ярких штрихов нашего сетевого бизнеса. Что будет дальше – время покажет. Ясно одно – доходы населения продолжают стремительно падать, а цены «на все» растут в геометрической прогрессии».

50 лет запаса

Что касается мировых тенденций, спрос на золото во всех странах мира продолжает оставаться высоким. Инвесторы несмотря ни на какие кризисы скупают акции и вкладываются в золотые резервы все более активно.

Стоимость золота привязана к лондонскому фиксингу, который дорожает из года в год. Соответственно, золото в банках и на рынке стремительно растет в цене, что подтягивает за собой и розничную торговлю.

Однако, увеличение стоимости драгметаллов зависит не только от удорожания на биржах, говорят эксперты. Дело в том, что со временем запас драгоценных металлов на земле постепенно исчерпывается, его хватит еще примерно на 50 лет. Поэтому сегодня востребованность этих химических элементов крайне высока.

«Сегодня порядка 60% драгметаллов используются в промышленности. Их применяют в производстве современных гаджетов, самолетостроении, кораблестроении, космической отрасли. А новых мест разработок драгметаллов больше не становится. Поэтому дальнейший рост стоимости Троицкой унции легко прогнозируем», — говорит Надежда Ткаченко.

«Отводили душу в магазинах»

В 2020 году в рамках создавшегося локдауна розничная торговля и ювелирные торговые сети были закрыты два месяца, в торговых центрах продажи были приостановлены на 4 месяца. При этом перед предпринимателями стояла задача сохранить коллектив, выделять денежные средства на зарплату, оплачивать текущие расходы, в том числе, налоги. С накопившимися долгами бизнес разбираемся до сих пор.

«Конечно, в 2020 году, спрос на ювелирку резко упал, — говорит Надежда Ткаченко. — После открытия торговых точек, мы наблюдали короткий всплеск покупательской активности. Этот эффект объясняется психологическим состоянием людей, уставших от самоизоляции. Но буквально через 1,5-2 месяца активных продаж спрос вновь резко ушел вниз. Люди расставили приоритеты в части собственных затрат: большое количество денежных средств тратились на лечение и профилактику коронавирусной инфекции и многих других сопутствующих сезону заболеваний».

Алиса Кузьмина тоже подтверждает, что осенью 2020 года, после снятия режима самоизоляции, покупательская активность пусть ненадолго, но резко выросла: «Люди, как говориться, «отводили душу» в магазинах. А так как у нас в продаже европейские бренды, в условиях закрытия границ, они стали отличной альтернативой покупателям с высокими запросами».

Алиса Кузьмина рассказала, что их компания, как и многие предприниматели Владивостока, прошли всю цепочку испытаний – «воду, огонь и медные трубы»: «Из-за высокой аренды пришлось отказаться от магазина в крупнейшем ТРЦ Владивостока «Калина молл», хотя трафик там достаточно высокий. Вторая торговая точка «сгорела». В разгар пандемии ювелирный ритейл вообще не работал, и мы не стали исключением. От банкротства нас спасли два фактора: сформированная заранее финансовая подушка безопасности и своевременный «уход» в онлайн-пространство. Немаловажную роль сыграл и наш сплоченный коллектив, который прекрасно понимал трудную ситуацию. Отдельно хочу остановиться на интернет-продажах. В период жесткого локдауна, я лично 24\7 занималась продвижением наших товаров в Instagram, в результате чего удалось не только вывести продажи на новый качественный уровень, но и поднять покупательский спрос в масштабах России. Нашу базу пополнили новые покупатели из других регионов, в том числе, из Москвы. На сегодняшний день, мы имеем четыре магазина, один из которых расположен в российской столице. Пятая торговая точка открывается на днях во Владивостоке».

«В текущее ситуации те предприниматели, которые работают в ювелирной рознице, стараются максимально переориентироваться в поле онлайн-торговли. Такой тренд задала нам пандемия», — согласилась с коллегой Надежда Ткаченко.

Отметим, в Приморском крае, как и во всем ДФО, кроме Якутии и двух заводов в Магадане, производителей нет. Ювелирные украшения поступают в магазины из Калининграда, Санкт-Петербурга, Москвы, Костромы, Красноярска и других городов России.

Представители ювелирной торговли уверены, что новые трудности еще только впереди.

«Мы уже пережили болезненный переход с ЕНВД на УСН, закупку нового оборудования с введением онлайн-касс и многое другое, требующее финансовых затрат. Но впереди нас ждут дальнейшие ужесточения требований в торговле, сертификация и обязательная маркировка ювелирных украшений еще больше осложнит деятельность предпринимателей. Одним словом, никакого благоприятного климата для развития положительного сценария в ювелирной отрасли в ближайшей перспективе не прогнозируется», — подчеркнула Надежда Ткаченко.

Автор: Анна Мацовская

Источник:«Московская газета»

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир